Какой должна быть мебель в школе: санитарные нормы и правила

Содержание:

Сколько размеров по росту предусмотрено для школьной мебели

Размерная сетка основывается на различных показателях: рост ребенка, высота стола и стула. Затем проводился распределение и подбор оптимальной мебельной продукции, которая изготавливается при эксплуатации в учебных заведениях. На сегодняшний день выделяется 6 основных групп. Также существует и нулевая, но она актуальна для дошкольных учреждений. Первые две группы практически не применяются, так как предполагают рост первоклассников меньше 130 см.

Представленная выше таблица ростовки парт в начальной школе по СанПиН поможет сопоставить требования стандартов с реальными показаниями. С ее помощью можно правильно (с точки зрения закона) закупить и расставить оборудование, которое пройдет любые проверки, а также обеспечит максимально комфортный процесс обучения.

Требования к работе с электронными средствами обучения

Проверьте, соответствуют ли электронные средства обучения новым . Если нет, закупите подходящие гаджеты. Скорректируйте время работы с ними на занятиях. Обзор изменений смотрите в таблице.

Обзор изменений в работе с гаджетами

Показатель

Как было

Как стало

Детский сад

Школа

Размер экрана

Некоторые нормы установили в . Диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука должна быть 39,6 см, планшета – 26,6 см, интерактивной доски – 165,1см

Установили более точные требования к размеру экрана для четырех электронных средств обучения ()

Время работы

Общую продолжительность использования устройств определили в

Определили время работы на занятии и за один день. Требования установили по каждому средству обучения в зависимости от возраста детей (, )

       

Закупите новые электронные средства обучения

Сопоставьте характеристики имеющихся устройств с гигиеническими нормативами. Допустимые размеры экранов смотрите в и СанПиН 1.2.3685-21. Поручите контрактному управляющему заменить электронные средства обучения, которые не соответствуют нормам. Предложите руководствоваться таблицей.

Допустимые размеры экрана гаджетов

Электронные средства обучения

Диагональ экрана, не менее

дюйм

сантиметр

Интерактивная доска (интерактивная панель)

65

165,1

Монитор персонального компьютера, ноутбука

15,6

39,6

Ноутбук

14,0

35,6

Планшет

10,5

26,6

Измените время работы детей с электронными средствами обучения

Сообщите педагогам время, которое дети могут работать с электронными устройствами на одном занятии и суммарно в день. Нормы для школы установили в СанПиН 1.2.3685-21. Для детского сада требований нет. При этом в нормативах для школы есть возрастная категория, подходящая детскому саду, – 5–7 лет. Ориентируйтесь на нее, а конкретные требования пропишите в локальном акте.

Новые нормы времени используйте дополнительно к тем, что ранее установили в . Подробнее о них .

Время работы воспитанников с ЭСО

Время работы школьников с ЭСО

Количество уроков в начальной школе.

Особое внимание при составлении уроков обращают на первые классы, так как для учеников первые две четверти самые трудные. Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):

Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):

  • С сентября – по 3 урока (35 мин.).
  • С декабря – по 4 урока (35 мин.).
  • С – апреля-мая по 4 урока, протяженностью не более 40 минут.

В светлое время года (весна) уроки в 1 классах должны заканчиваться не позднее 11-20 – 11-30, зимой указанное время сокращается на 10 минут.

Для первоклашек предусмотрена пятидневка, в субботу уроков быть не должно.

Расписание составляется таким образом, чтобы чередовать сложные и легкие предметы, к примеру: математику и ИЗО, русский язык и труд, музыку.

При этом сложные – ставятся 2-3 уроком и только во вторник и среду.

Сколько уроков у ваших детей в начальной школе в день?
3-4 урока 21.28%

4-5 уроков 48.4%

бывает по 6 уроков 27.66%

4 урока и факультативы 2.66%
Проголосовало: 188

Сколько размеров по росту предусмотрено для школьной мебели

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 — 10 мин., а для обучающихся основного общего — среднего общего образования — 15 минут.

Если родители выбрали второй вариант, в детском саду необходимо создать особые условия в специально отведённом помещении или месте. Обязательное требование – оно должно иметь условия для мытья рук, а также столы и стулья по количеству питающихся домашней едой детей.

По новому СанПиН типовая форма индивидуального меню не определена, поэтому Вы можете разработать её самостоятельно. При этом в меню должны быть прописаны рационы по назначению лечащего врача ребёнка.

Про уборку:

  1. Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день. (п. 2.11.2)
  2. Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. (п. 2.11.7)

Параметры домашнего рабочего уголка для ребенка

Парта или стол должны иметь глубину 60-80 см и ширину 120-150 см, что позволит школьнику удобно разложить учебники, тетради и ручки, поставить подставку и планшет, а локти у ребенка во время написания уроков не будут свисать.

Если предполагается, что на парте будет стоять компьютер, глубина столешницы увеличивается до 70 см.

Высота поверхности рассчитывается, исходя из роста ребенка. Формула проста: рост разделить на 15 и умножить на 6. Полученное количество сантиметров и будет необходимой высотой.

В случае если у школьника много нужных для учебы предметов, а места в доме маловато, оптимальным станет использование трансформера. К тому же такая парта позволяет родителям существенно сэкономить, не покупая по мере взросления малыша новую мебель, а регулируя уже имеющуюся.

Основные критерии расписания уроков.

Бремя составления по СанПин расписания для начальной школы и старших классов, как правило, закреплено за завучем.

Точкой опоры в правильном распределении часов для учителей и нагрузки для школьников становятся требования нормативных документов.

Критерии уроков:

  • Достаточное количество часов по каждому предмету.
  • Равномерность распределения нагрузки на учителя.
  • Возрастной ценз, максимально допустимая нагрузка для учеников начальной школы.
  • Организация дополнительных занятий.

Обязательно учитывают биоритмы детей, в какие часы и дни они более активны, а в какие уроки можно сделать в игровой форме или с послаблениями.

Как правило, сложные уроки, контрольные, новый материал приходятся на середину недели.

Разновидности парт для школьников в Москве

Парты для школьников (Москва)

мы производим по ГОСТ нескольких видов. Они могут быть одинарными или двойными. Учебные заведения используют оба типа, а для дома несомненно стоит отдать предпочтение первому варианту, даже если в вашей семье два школьника. Конструкции могут быть цельными, вместе со стулом, или раздельными. По видам парты делятся таким образом:

  • Классические. Парта с прямой столешницей на металлических ножках. Отлично подходит для детей от 10 лет, которые уже отлично держат осанку, при желании, и им нужна дополнительная мобильность. На такой парте можно расположить не только тетрадь и учебники, но и к примеру, настольную лампу.
  • Косые. Идеальные парты для начальной школы на металлических ножках. Для детей они более удобны. Конструкция разработана таким образом, чтобы помогать держать осанку. При письме рука лежит правильно и удобно, за счёт чего ребёнок меньше устаёт.
  • Модерн. Парты со сложными конструкциями на металлических или пластиковых ножках. Они создаются в различных цветовых гаммах. А сама столешница может быть схожа с секретером, иметь дополнительные ящики и полки. Это эргономичная и функциональная школьная парта, купить которую уместно как для дома, так и в класс. З счёт дополнительных опций на столе у ученика можно обеспечить порядок, ведь ему есть куда сложить лишние вещи.

Также парты отличаются и по размеру столешницы. В соответствии ГОСТ, ширина рабочей поверхности для одноместной парты составляет не менее 60 сантиметров, а двухместной — 120 сантиметров.

Прежде чем купить парту, определитесь с нужными вам функциями. В том числе размером, особенностями конструкции и даже цветом. Вы приобретаете её не на один день, а минимум на несколько лет. Поэтому вашему ребёнку должно быть комфортно за ней заниматься. В противном случае, вы просто зря потратите деньги.

Маркировка школьной мебели

Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости промышленного производства, или организуется посредством выдачи кипяченой питьевой воды.

Если лица с признаками инфекционных заболеваний будут обнаружены в учебном заведении, то будут приняты меры для исключения их контактов с окружающими.

Перечень физкультурного оборудования в детском саду. Физкультурному оборудованию в детском саду уделяется все больше внимания. Со временем, требования к оборудованию становятся строже: стандарты качества исполнения и безопасности выше, экологические нормы также высоки в связи с обилием низкокачественных образов на рынке из Китая. Классификаций физкультурного оборудования…

Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов

Важно отметить, что занятия с использованием ЭСО не проводятся в возрастных группах до 5 лет

Цвет и оформление

Правильный подбор оттенка при создании мебели для ученического предназначения играет немаловажную роль и отчасти контролируется ГОСТ 22046-2016. Существует цвет маркировки группы мебели 5 (парт) в школе по СанПиНу. Стандарт предусматривает ограничения:

  • Затемненные детали допускаются в дизайне разных подставок под школьные пособия, а также книжных шкафчиков с наличием светлых элементов.
  • Запрещено использование белых парт (без учета металлического крепления).
  • Согласно приложению А, рекомендовано отдавать предпочтение холодной пастельной палитре для обивки или лакокрасочных работ.

Как наносится маркировка парт в начальной школе

Маркировочные отметки наносятся на видимую сторону стульев и парт в виде классических кругов с диаметром 1—3 сантиметра или цветными полосками. Наиболее удобные места для столов: боковая ножка, задняя поверхность, край, если крышка имеет достаточную ширину. Нанесение отметок на стулья проводится в области заднее поверхности спинки, видимой верхней части металлического каркаса.

Нормы нанесения маркировок рекомендуют осуществлять это симметрично по обеим сторонам любой мебели, применяемой в учебных учреждениях. Благодаря этому школьники быстрее привыкнут к правилам и смогут сориентироваться при необходимости поменять ее на нужный размер.

Режим дня и условия обучения школьников

Соблюдайте новые требования к продолжительности занятий и условиям обучения школьников. Обзор изменений смотрите в таблице.

Обзор изменений в режиме дня школьников

Показатель

Было

Стало

Продолжительность занятий и нагрузки

Требования к урочной недельной нагрузке и продолжительности занятий определили в

Продублировали требования санитарных норм и определили длительность недельной нагрузки. Она не изменилась ()

Время окончания занятий

По основным программам были установлены нормы для групп продленного дня – до 18:00–19:00. Для остальных норм не было.

По дополнительным программам занятия заканчивали до 20:00. Для учеников 16–18 лет допускалось завершать в 21:00

По основным программам занятия надо завершить до 19:00.

По дополнительным – для учеников 7–10 лет – до 20:00; 10–18 лет – 21:00 ()

Шкала трудности предметов

Три шкалы для каждого уровня. Содержали больше предметов

Три шкалы. Некоторые предметы исключили, по нескольким изменили баллы ()

Количество видов учебной деятельности

Использовали различные виды. Количество не было установлено

Установили конкретное число. Для 1–4-х классов – 3–7, а для 5–11-х – 5–7 видов (таблица 6.6)

Средняя продолжительность вида учебной деятельности

В 1–4-х классах – 7–10 мин, в 5–11-х классах – 10–15 мин

В 1–4-х классах – 5–7 мин, в 5–11-х классах – 7–10 мин ()

Плотность урока

60–80 процентов для всех классов

В 1–4-х классах – 60–80 процентов, в 5–11-х – 70–90 процентов ()

Домашнее задание

В 1-м классе не задавали

Установили максимальную продолжительность – 1 час. Норма противоречит пункту 25 Прядка обучения в школе, где говорится, что в 1-м классе обучают без домашнего задания.

Для остальных классов объем не изменился ()

Погодные условия для урока физкультуры на улице

Были рекомендованы

Обязательны. Показатели погоды те же, что и в прежнем СанПиН (таблицы и )

Продолжительность производственной практики

Время не устанавливали

Для учеников 12–13 лет – 2 часа в день, 14–15 лет – 2,5 часа в день, 16–18 лет – 3,5 часа в день ()

Нормы труда на практике

Содержал СанПиН 2.4.6.2553-09

Есть в . Нормы не изменились

Требования для учебников

Устанавливал СанПиН 2.4.7.1166-02

Содержит

Измените время окончания занятий

Сопоставьте время окончания занятий с новыми требованиями из СанПиН 1.2.3685-21. Если они не соответствуют нормам, измените расписание. Подробности .

Используйте новые шкалы трудности предметов

Поручите завучу изучить новые шкалы трудности предметов и, если необходимо, скорректировать по ним расписание уроков. В новых шкалах исключили и заменили наименования отдельных предметов, для некоторых присвоили новые и изменили существующие баллы трудности (). Также уточнили, что предметы, которых нет в шкале, надо оценивать аналогично предметам данной предметной области (). Полные шкалы для каждого уровня , а изменения – в таблице.

Изменения в шкале трудности предметов

Что изменили

1–4-е классы

5–9-е классы

10–11е классы

Исключили предмет

История (4-й класс) и национальная литература

Краеведение, ритмика и экология.

Убрали балл по химии для 7-го класса

Астрономия, экология и краеведение

Заменили наименование предмета

Национальный язык на родной

Граждановедение на право. Шкала не изменилась за исключением 9-го класса. Для него присвоили балл – 5. Раньше его не было.

Труд на технологию. Шкала не изменилась

Нет изменений

Добавили предметы и балы

Нет изменений

Родной язык – баллы по нему такие же, как по русскому языку.

Обществознание – баллы по нему такие же, как по праву

Родной язык – баллы по нему такие же, как по русскому языку.

Право – баллы по нему такие же, как по обществознанию

Изменили баллы трудности

Нет изменений

Полностью заменили по экономике. Теперь они такие же, как по обществознанию и праву

По экономике теперь 5, а не 6, как было раньше

Нормативные размеры мебели и ее маркировка

Государственные нормы наглядно описывают количество предусмотренной занимаемой площади для всех типов изделий, а также их нужную высоту. К примеру:

  • ГОСТ 18314-93. Столики для лабораторных работ: размеры по ростовой маркировке; возможны 2-местные с рабочей площадью 1300 миллиметров и 3-местные с 1950 мм; высота ботика вдоль крышки — менее 60 мм.
  • ГОСТ 19549-93. Меблированная продукция для чертежа: размеры по ростовой маркировке; углы стоика и крышки парт с округлыми краями в радиусе минимум 10 — 30 мм; расположение съемных пюпитров — не менее 300-400 мм от крышки.
  • ГОСТ 5994-93. Ширина откидывающееся крышки (при ее наличии) — от 10 до 180 мм; 2-местные оснащены пространством 450х270 сантиметров под портфели; поверхность сидушек плоская или с углублением в центре не больше 10 мм; углы стола и крышки парты с округленными углами в радиусе минимум 10-30 мм.

СанПиН 2021: что изменилось для школ

Требования к количеству учеников. Раньше учеников в классе должно было быть не больше 25, теперь их количество не ограничено. Главное, чтобы на одного человека в классе было не меньше 2,5 кв.м.

Свободный объем домашних заданий. В предыдущих СанПиН бы прописан объем домашних заданий, теперь он не ограничен. Но у учеников должен быть один облегченный учебный день в среду или в четверг. 

. Нельзя проводить больше одного экзамена в день. Перерыв между экзаменами составляет не меньше 2 дней. Если школьники сдают много экзаменов по выбору, они могут делать это через день. При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием. Независимо от продолжительности экзамена обеспечивается питьевой режим.

Требования, предъявляемые к классным доскам

Основные требования, предъявляемые к классным доскам
– это облегчение работы органов зрения. Доски могут быть настенные и передвижные. Цвет покрытия должен быть обязательно темный (матово-черный, темно-зеленый, темно-коричневый) с обязательным коэффициентом отражения 80%. Наиболее физиологичное темно-зеленое покрытие в сочетании с желтым мелом.

Покрытие должно быть изготовлено из высококачественного линолеума. В современных технологиях используют тонкослойную сталь, стеклоэмаль, покрытие синтетическими пленками, красками, стеклокерамику. В столовых используют обеденные столы
легких конструкций. Которые должны легко мыться и выдвигающиеся табуретки. В компьютерных классах должны быть специально оборудованные парты, крышка стола у которых увеличена, либо специальные компьютерные столы.

Стулья и кресла
должны быть с большим наклоном, иметь валик в поясничной области для поддержания спины. Желательно, оснащенные вращательным механизмом. Для кабинетов черчения также предусмотрены специальные столы. Крышка стола которых должна регулироваться по наклону. К лабораторной мебели применимы такие же критерии и требования, как к школьным партам и стульям. Если коротко определить современные требования к школьной мебели, можно выделить пять основных: устойчивость, надежность, удобство, простота и безопасность. Современная модная школьная мебель должна быть выполнена в необычных ярких цветах, стремиться к органичному дизайну, простоте конструкций и возможности трансформирования.

Перечень актуальных ГОСТов:

Номера
мебели,

Группа
роста, мм

Высота
над полом крышки края стола, обращенного
к ученику, по ГОСТу

Цвет
маркировки

Высота
над полом переднего края сиденья

по
ГОСТу

оранжевый

фиолетовый

свыше
1750

В
каждом классе (учебном кабинете) следует
иметь парты или столы и стулья нескольких
групп в зависимости от потребности.
Запрещается использовать табуреты и
скамейки.

Школьники должны
сами знать необходимые для них группы
мебели. Для этого рекомендуется в
вестибюле школы вывесить цветную мерную
линейку, на которой соответственно
группам мебели наносят цветные полосы.

Санитарные нормы для школ и садиков. Обзор новых правил Роспотребнадзора

Мебель, применяемая в учебных заведениях, должна иметь специальную маркировку, которая указывается на русском или официальном региональном языке. Запрещается нанесение любых меток на рабочей поверхности. Пометка столов проводится при помощи специальных цветных наклеек, которые соответствуют ростовых категориям ГОСТ 11015 и 11016.

Каждый учащийся должен знать, каким цветом должно быть промаркировано его рабочее место, следить за тем, что бы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула.

Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся.

Нестандартное оборудование. Определение и основные понятия. Нестандартным оборудованием называется материальные средства входящие в состав комплектации детских дошкольных учреждений не входящие в перечни ГОСТа и стандартных спецификаций, при этом удовлетворяя требования СанПиНа и не противоречащее другим нормам. Нестандартным называется также уникальное оборудование,…

Требования, предъявляемые к классным доскам

Основные требования, предъявляемые к классным доскам – это облегчение работы органов зрения. Доски могут быть настенные и передвижные. Цвет покрытия должен быть обязательно темный (матово-черный, темно-зеленый, темно-коричневый) с обязательным коэффициентом отражения 80%. Наиболее физиологичное темно-зеленое покрытие в сочетании с желтым мелом.

Покрытие должно быть изготовлено из высококачественного линолеума. В современных технологиях используют тонкослойную сталь, стеклоэмаль, покрытие синтетическими пленками, красками, стеклокерамику. В столовых используют обеденные столы легких конструкций. Которые должны легко мыться и выдвигающиеся табуретки. В компьютерных классах должны быть специально оборудованные парты, крышка стола у которых увеличена, либо специальные компьютерные столы.

Стулья и кресла должны быть с большим наклоном, иметь валик в поясничной области для поддержания спины. Желательно, оснащенные вращательным механизмом. Для кабинетов черчения также предусмотрены специальные столы. Крышка стола которых должна регулироваться по наклону. К лабораторной мебели применимы такие же критерии и требования, как к школьным партам и стульям. Если коротко определить современные требования к школьной мебели, можно выделить пять основных: устойчивость, надежность, удобство, простота и безопасность. Современная модная школьная мебель должна быть выполнена в необычных ярких цветах, стремиться к органичному дизайну, простоте конструкций и возможности трансформирования.

Перечень актуальных ГОСТов:

ГОСТ 11015ГОСТ 11016ГОСТ 5994ГОСТ 18314ГОСТ 18313ГОСТ 19549ГОСТ 19550ГОСТ 22359ГОСТ 18607
вернуться назад

Электронное обучение.

В ряде школ России предусмотрены уроки информатики начиная со 2 класса.

Чтобы их организовать существует свой СанПин для начальной школы по организации уроков на компьютере.

Актуальность изменений связана с прогрессом, по которому новые типы электронного оборудования в меньшей степени действуют на глаза ребенка и позволяют обеспечить комфортные условия при просмотре информации на экране.

Жидкокристаллические мониторы снижают общую усталость, что дает возможность учителям пересмотреть длительность непрерывной работы за компьютером.

Использование интерактивных досок – новое слово в электронном оснащении начальных классов.

Это уже стало рутинной практикой и урегулировано на законодательном уровне по СанПин.

В целом, согласно п. 10.18 в процессе занятий ученики начальных классов не имеют право обучаться на более 2 видов электронных устройств.

Загрузка…

Слишком долго?

Перезагрузить документ
|

Открыть в новой вкладке

Требования к классной доске

Стандартно в школе применяют деревянные, металлические или пластиковые поверхности, на которых пишут мелом. Покрытием служит матовая краска коричневого, черного, темно-зеленого цвета. Есть модели с поверхностным слоем из фарфора — стойкая к истиранию шероховатая поверхность служит до 10 – 20 лет.

Требования к различным вариантам современных досок:

Флипчарт. Листы бумаги на поверхности должны легко отрываться и меняться новыми. На таких пишут не только маркерами, но и карандашами, ручками.

Магнитная доска. На поверхности с содержанием в составе магнитного порошка и полимеров должны надежно крепиться таблички, рисунки, буквы. Прочность конструкции увеличивают рамкой из алюминиевой полосы.

Доска из пробки. На такой поверхности не пишут, а только размещают иллюстрации на кнопках, поэтому плоскость должна выдерживать многочисленные проколы.

Классические доски бывают плоскими или с закрывающимися створками. Под ними располагают полку для сбора осыпающегося мела. Поверхность делают из моющегося материала.

Цветовая маркировка школьной мебели

Она обычно наносится на обеих сторонах изделия и указывается в виде круга. Основной показатель, который она характеризует – размер мебели. В зависимости от размерных особенностей, изготовитель использует следующие цвета:

  • белый цвет, если рост составляет от 85 до 100 сантиметров, стол в этом случае имеет высоту 40, а стул – 22 см;
  • оранжевый цвет принято использовать при соответствующих параметрах, равных 46 и 26 единиц;
  • фиолетовый тон целесообразно применять при размерных показателях 52 и 30;
  • желтый оттенок подходит для характеристики 58 и 34 см;
  • красный – при 64 и 38;
  • зеленый – при 70 и 42 соответственно;
  • голубоватый тон актуален в случае 76 и 46 единиц при росте соответственно от 175 до 190 сантиметров;
  • черный цвет принято применять в ходе маркировки, если рост учащегося превосходит 1.90 сантиментов, стол имеет высоту 82 см, а стул – 50 см.

Обозначение всех этих цветов происходит строго в соответствии с нормативами, поэтому во внимание в обязательном порядке принимается рост ученика, а также высота парты и стула, в которой он нуждается для комфортного сидения и беспрепятственного учебного процесса. Мебель, соответствующую всем нормам и стандартам, можно приобрести в компании ODELEX

Дополнительные элементы

Дополнительные элементы расширяют функциональность парты, добавляют удобства, но обычно увеличивают стоимость изделия. Могут изначально входить в комплект, либо заказываются и приобретаются дополнительно. Их практичность, целесообразность каждый покупатель оценивает сам, исходя из особенностей и увлечений ребенка, наличия другой детской мебели, свободного пространства в комнате. Главными критериями все же остаются экологическая чистота материалов, безопасность изделия в целом, набор регулировок. Столы оснащаются такими элементами:

  • навесными или встроенными полками;
  • органайзерами для тетрадей, книг, ручек, пеналами;
  • выдвижными нишами и ящиками;
  • тумбочками, надстройками для школьных принадлежностей;
  • настольными лампами и датчиками освещения;
  • ковриками для защиты стола;
  • антискользящими накладками для наклонного положения столешницы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector